English version
Главная
           Отдел продаж
+7 (495) 727-39-74
+7 (495) 727-39-75

Оформить заявку на металл
МЕНЮ

НАШИ НОВОСТИ

10.09.2020

В филиале Белгород-Крейда запущен в работу ленточнопильный станок

[подробнее ]

02.09.2020

В нашем филиале города Воронеж открыта новая площадка!

[подробнее ]

28.08.2020

В филиале г. Ижевск запустили в работу Гильотину (2-12мм)

[подробнее ]




Новые позиции в нашем ассортименте: Лист ст. 09Г2С 2 мм
Лист рифленый 10мм
Лист оцинкованный 2,5 мм
Лист оцинкованный 1,2 мм
Круги от ф12мм до ф60мм ст.12Х18Н10Т ГОСТ 5969
Круги от ф65мм до ф200мм ст.12Х18Н10Т ГОСТ 5969 с механической обработкой поверхности
Круги от ф12мм до ф60мм ст.14Х17Н2 ГОСТ 5969
Круги от ф65мм до ф200мм ст.14Х17Н2 ГОСТ 5969 с механической обработкой поверхности


  Интернет-магазин

Ежемесячно АО «Металлоторг» является грузополучателем более чем 1000 вагонов с металлопрокатом, что составляет грузооборот более 70 000 тонн. Для получения такого объема грузов железнодорожным транспортом, у АО «Металлоторг» заключены договоры более чем с 39 железнодорожными станциями.

Таким образом, АО «Металлоторг» тесно сотрудничает с ОАО «РЖД» (далее по тексту — Перевозчик), и на протяжении 25 лет формируется свой жизненный опыт по выстраиванию взаимоотношений с одним из крупнейших субъектов естественной монополии в Российской Федерации. Настоящей статьей, мы хотели бы осветить основные проблемы и риски перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Подводные камни начинаются на этапе согласования условий договора поставки. Так, для отправки вагонов с грузами, Поставщики заключают договоры с собственниками вагонов. Кроме материальной ответственности за использование вагонов, такие договоры содержат условия по сроку оборота вагонов. Поставщики, в свою очередь перевыставляют такие условия своим Покупателям.

В большинстве случаев, срок оборота вагонов составляет 2-ое суток, исчисляется он с момента прибытия вагона на станцию назначения, до момента отправления вагона со станции. В случае нарушения срока оборота вагона, собственник вагона предъявит претензию к Поставщику, а он в свою очередь предъявит регрессные требования к Вам. Стоимость штрафных санкций за превышение срока оборота вагонов устанавливается от 1 800 рублей в сутки за каждый вагон.

На первый взгляд, в случае своевременной выгрузки вагонов, издержек у Покупателя не должно возникнуть. Однако, это только на первый взгляд. Да, существует способ получения грузов на железнодорожной станции назначения, посредством использования услуг грузового двора, но в связи с большим грузооборотом, наиболее приемлемо получать вагоны на путях, расположенных непосредственно на складе, и выгружать груз из вагонов в места хранения. Таким образом, выгоны сдаются Перевозчиком не на станции назначения, а на выставочном пути или непосредственно на месте погрузки-выгрузки вагона на пути необщего пользования (далее по тексту — пути необщего пользования). В соответствии с пунктом 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 7 августа 2015 г. N 245) (далее по тексту — Правила № 245), грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Как видно, при получении вагонов не на станции назначения, станция назначения становится лишь промежуточным пунктом. В какой бы непосредственной близости место сдачи вагонов не находилось от станции назначения, договор перевозки не окончен, а вагон может подаваться Перевозчиком неопределенной количество времени. При таких обстоятельствах, нельзя допустить согласование условия по исчислению срока оборота вагона с момента его прибытия и убытия на/со станции. Срок оборота вагона необходимо указывать с момента получения груза или с момента подачи вагона. А срок окончания пользования вагона необходимо устанавливать моментом уведомления Перевозчика о завершении грузовых операций (ГУ-2б), поскольку с указанного момента, свои обязательства по выгрузке и очистке вагона мы выполнили, а отправка порожнего вагона теперь напрямую зависит от его собственника.

А что может повлиять на перевозочный процесс и затянуть подачу вагона со станции назначения на пути необщего пользования?

Мы уже знаем, что срок доставки грузов исчисляется не по станциям отправления и назначения, а с момента приема груза до его выдачи. Срок доставки грузов и порожних вагонов регламентируется Правилами № 245. Законодатель установил этот срок таким образом, чтобы Перевозчик располагал достаточным количеством времени, что называется «с запасом». К примеру, согласно пункту 5.1. Правил № 245, Перевозчику предоставлено 2-ое суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, порожних вагонов. На сколько мы видим, наши двое суток установленные собственником на оборот вагона нормативно исчерпаны Перевозчиком. Кроме того, в случае прибытия вагонов на станцию назначения раньше нормативного срока доставки, Перевозчик может не спешить с выдачей грузов, а заниматься более важными, требующими оперативного решения задачами.

Между тем, за просрочку доставки грузов, статьей 97 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее по тексту — УЖТ) предусмотрена весьма серьезная мера ответственности для Перевозчика. Так, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров Перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера.

Приведем пример. Стоимость провозной платы составляет 100 000,00 рублей, а вагон опоздал на 3 суток, расчет пени будет выглядеть следующим образом: 100 000,00 р.* 9 % * 3 с. = 27 000,00 рублей. Однако, не стоит обольщаться, в отличии от Перевозчика, который списывает все причитающиеся ему платежи и штрафы с единого лицевого счета (баланс которого мы обязаны всегда поддерживать), для получения пени от Перевозчика потребуется минимум 5 месяцев. Во первых, соблюдение претензионного порядка, срок ответа на претензию Перевозчиком составляет 1 месяц. Поскольку в настоящее время ничего кроме отказа получить в ответе на претензию не возможно, то в суд можно обращаться не дожидаясь получения ответа, а по прошествии срока отведенного для ее рассмотрения. Остальные 4 месяца потребуются на судебный процесс, получение исполнительного листа и исполнительное производство.

В соответствии с приведенным выше расчетом, нам полагается 27 000,00 рублей за просрочку доставки грузов, что гарантировано нам федеральным законом. Но и в этом случае не все так прекрасно, как хотелось бы. В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Благодаря стараниям сотен юристов ОАО «РЖД», на сегодня сформирована обширная судебная практика по уменьшению пени взыскиваемых по статье 97 УЖТ. При этом следует учитывать, что хоть в целом, практика формируется в сторону уменьшения пени, но размер уменьшения в процентном отношении к сумме заявленных пеней, формируется внутри субъекта Российской Федерации. А по скольку, в соответствии с разъяснениями приведенными в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2004 г. N С1-7/уп-389 "О некоторых вопросах, связанных с подсудностью спора, вытекающих из договора перевозки грузов железнодорожным транспортом" истцам предоставлено право предъявить иск к ОАО "РЖД" как по месту нахождения его филиала, так и по месту нахождения самого общества, то прежде чем обращаться в суд, необходимо ознакомиться с судебной практикой соответствующего региона и принять решение по выбору Арбитражного суда. Различие по уменьшению пени в процентном соотношении от суммы заявленных пеней может составлять 20-30%, в зависимости от выбранного Арбитражного суда.

И так, вернемся к общему, нормативному сроку доставки грузов железнодорожным транспортом. Как было сказано выше, этот срок регламентирован Правилами № 245, при этом срок установлен «с запасом», большинство вагонов приходит до его истечения. Однако, перевозочный процесс весьма длительный и сложный, пусть и в меньшей степени, но вагоны все же задерживаются регулярно. В очередной раз находится лазейка для Перевозчика. Правила № 245 содержат весьма интересный пункт, продиктованный «свободой» договора. Так, в соответствии с пунктом 15 Правил № 245, Перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов. Имея такую прекрасную возможность, а так же монополистическое положение, Перевозчик активно использует ее, навязывая свои условия. Из нашей практики, у некоторых грузоотправителей заключены договоры на увеличение срока доставки до 20-ти суток. Таким образом, кроме того, что на сколько бы долго вагон не находился в пути следования, он все равно прибудет к вам раньше истечения нормативного срока доставки грузов, и вы не получите никакой компенсации за такую «скорую» доставку грузов. При этом, поскольку груз стоимость которого в одном вагоне превышает 3 000 000,00 рублей, доставляется месяц вместо недели, то фактически это означает заморозку активов.

В заключение, хотелось бы отметить, что существующие штрафы в отношении перевозчика, уже на протяжении 15 лет пытаются снизить на законодательном уровне, что до настоящего времени пока не удалось реализовать. По нашему мнению, снижение уровня ответственности перевозчика приведет к укреплению монопольной позиции перевозчика, а так же снижению качества оказываемых перевозчиком услуг.


Селиванов Алексей - юрист   ЗАДАТЬ ВОПРОС ПО СТАТЬЕ